Вещее сновидение.
Имеется в виду, что увиденные во сне события начинают сбываться в реальности. реч. стандарт. ✦ Сон в руку.
неизм.
Обычно в роли самостоят. высказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
Как легко упасть с небес: сон в руку <...>. <...> Всё произошедшее в точности воспроизводило то, что мы увидели во сне. Мы сели на лавочку: Джулия, потому что была ошарашена, я - потому что всё ещё не мог отдышаться. Мне казалось, что весь мир нарочно стал дышать чаще, чтобы мне не хватало воздуха. В. Вишняков, Как легко упасть с небес.Дурацкий сон, как кистенём, / Избил нещадно. / Невнятно выглядел я в нём / И неприглядно. <...> / Сон в руку ли? И вот в руке / Вопрос остался. <...> / Мне будет стыдно, как во сне, / В котором струсил. / Но скажут мне: - Пой в унисон! / Жми, что есть духу! - / И я пойму: вот это сон, / Который в руку. В. Высоцкий, Дурацкий сон...
- В руку ли сон мой? <...> Слышишь, цыганка, постой! - И отвечала старуха: "К удаче. Будешь счастливым ты, мой дорогой". А. Розенбаум, Серый в яблоках конь...
[Герою приснилось, что он получил заманчивое предложение и инструкции, как его осуществить.] Даже если это был обыкновенный сон, что я теряю? Ну, прогуляюсь до Зелёной улицы, только и всего! Гулять я люблю, ночь у меня свободна, так что... Зато, если "сон в руку"... Тогда, парень, это шанс! И ещё какой! М. Фрай, Лабиринт (Чужак).
<...> девчонка давай истерику закатывать: мол, ей приснилось ночью, что самолёт взорвётся, взорвётся, и всё тут. <...> Ну а когда самолёт-то пропал, я-таки подумал, что сон в руку был. Д. Донцова, Крутые наследнички.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. восходит к мифологическим, т. е. одним из древнейших коллективно-родовых (надличностных), формам духовного осознания мира и моделирования мира-хаоса. В соответствии с древнейшими представлениями, сон является переходным состоянием между жизнью и смертью; это то состояние, во время которого человеку может явиться его будущее (ср. ритуалы гаданий, связанные со сном, напр., святочные гадания, когда девушка надеялась увидеть во сне своего суженого).
Через компонент в руку фразеол. соотносится с телесным (соматическим) кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих тело в целом или его части и специфичные для них, в том числе, действия и виды деятельности. Данные имена несут в дополнение к природным свойствам именуемых предметов функционально значимые для культуры смыслы, придающие этим именам роль знаков "языка" культуры. Образ фразеол. соотносится также с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён и их сочетаний, обозначающих представления человека, связанные с членением пространства, и его (человека) отношение к пространственным параметрам. см. также комментарий к В РУКАХ 2..
фразеол. содержит метафору: увиденные во сне события уподобляются предметам, удаче, власти и т. д., которые оказываются в собственности, под контролем, в полной зависимости от человека.
Образ фразеол. выступает как мифологически воспринимаемый знак, предсказывающий то, что случится.
автор:
В. В. Красных
сон в руку (сбылся)
Ср. Сон мой был в руку, родная!
Сон перед Спасовым днем.
Некрасов. Мороз Красный Нос. 1, 22.
Ср. Ах, батюшка, сон в руку.
Грибоедов. Горе от ума. 1, 8. Софья.
Ср. "Сон в руку" - мне она изволила шепнуть.
Там же. 1, 9. Фамусов. Ср. Там же. 1, 10. Фамусов.
Ср. Сон в руку.
Фонвизин. Недоросль. 1, 4. Простаков.
Ср. I had a dream which was not all a dream.
Byron. Darkness.